ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Музицирование"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Озерского городского округа «Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗИЦИРОВАНИЕ»
п. Новогорный
2018 г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета:
Протокол от «29» августа 2018г. № 1
УТВЕЖДЕНО:
Директор МБУДО «ДШИ»
«29 » августа 2018 г. Приказ № 42
_________________Е.Ю. Каменская
Разработчик:
Зарипова Эльмира Мухаметовна, преподаватель МБУДО «ДШИ»
Рецензенты:
-________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Сведения о затратах учебного времени; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Структура программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план; - Годовые требования.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Нотная литература; - Методическая литература
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музицирование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Стала очевидной возрастающая роль развивающих моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе детских музыкальных школ и детских школ искусств. Реальный путь повышения качества музыкального образования – это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Данная программа использует развивающую модель обучения, обеспечивает активную деятельность детей в сфере искусства, способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.
Музицирование – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки музицирования позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной музыки. Навыки музицирования могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту - профессионалу, так и музыканту-любителю.
Не смотря на то, что предмет «Музицирование» тесно связан с курсом обучения игре на фортепиано, данная программа позволяет заниматься музицированием детям, осваивающим другие музыкальные инструменты.
Основные задачи программы:
ü Научить детей владеть инструментом;
ü Воспитание хорошего музыкального вкуса;
ü Расширение кругозора;
ü Формирование общей культуры личности в процессе музыкального образования.
Просматривается четкая связь «Музицирования» с теоретическими дисциплинами. Использование теоретических знаний на уроках музицирования повышает музыкальную грамотность, расширяет и закрепляет теоретические и исторические познания обучающихся.
Срок освоения программы - 3 года.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7 – 12 лет. По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).
Программа предмета«Музицирование» условно делится на три этапа:
I этап – помощь в освоении основ игры на фортепиано в игровой форме с использованием простейших элементов импровизации. Цель – постановка игрового аппарата, развитие метро-ритма, развитие интонации и звуковысотного слуха, приобретение первичных навыков разбора нотного текста и чтения с листа.
II этап – развитие творческих исполнительских способностей. Цель – развить образно-эмоциональное представление учащимися музыкальных произведений (в том числе на примерах вокальной музыки), знакомство с интерпретацией, подбор знакомых мелодий и простейшего аккомпанемента к ним, умение работать в разных тональностях.
III этап – развитие навыков ансамблевой игры и аккомпанемента, самостоятельная работа над произведениями для домашнего музицирования. Цель – научить ученика петь под собственный аккомпанемент и аккомпанировать другим, играть в ансамбле, привить любовь к коллективному музицированию, расширить репертуар обучающихся, используя облегченные переложения популярных оперных, симфонических, джазовых, эстрадных инструментальных и вокальных произведений.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музицирование (фортепиано)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6,5 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
На освоение предмета «Музицирование» по учебному плану предлагается 0,5 часов в неделю. При желании обучающихся и наличии резерва часов по предмету по выбору со второго класса возможно увеличение времени урока до 1,0 часа занятий в неделю.
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» при 3-летнем сроке обучения составляет 170/169* часов, из них: 85/84,5* –аудиторные занятия, 85/84,5*- самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Музицирование» с учетом двух дополнительных лет (при 5-летнем сроке обучения) составляет 306/305* часов. Из них: 153/152,5* часов – аудиторные занятия, 153/152,5* часов – самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации |
Затраты учебного времени |
Всего часов
|
|||||
Годы обучения |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
||||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Количество недель |
16 |
18/17* |
16 |
18 |
16 |
18 |
|
Аудиторные занятия |
8 |
9/8,5* |
16 |
18 |
16 |
18 |
85/84,5* |
Самостоятельная работа |
8 |
9/8,5* |
16 |
18 |
16 |
18 |
85/84,5* |
Максимальная учебная нагрузка |
16 |
18/17* |
32 |
36 |
32 |
36 |
170/169* |
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации |
Затраты учебного времени |
Всего часов
|
|||||||||
Годы обучения |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
5-й год |
||||||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Количество недель |
16 |
18/17* |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
|
Аудиторные занятия |
8 |
9/8,5* |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
153/152,5* |
Самостоятельная работа |
8 |
9/8,5* |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
153/152,5* |
Максимальная учебная нагрузка |
16 |
18/17* |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
306/305* |
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
· приобщение ученика к различным видам музыкального творчества (подбору по слуху, импровизации, сочинению).
· развитие внутреннего слуха как фундамента творческой деятельности обучающегося.
· воспитание и развитие метроритмического чувства.
· развитие ладогармонического мышления.
· формирование навыков чтения с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста.
· развитие таких личностных качеств как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
ü сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
ü распределение учебного материала по годам обучения;
ü описание дидактических единиц учебного предмета;
ü требования к уровню подготовки обучающихся;
ü формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
ü методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
ü словесный (объяснение, беседа, рассказ);
ü наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
ü практический (работа на инструменте, упражнения);
ü аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
ü эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Реализация данной программы предполагает наличие учебного кабинета площадью не менее 6 кв.м. с фортепиано (1или 2 инструмента), концертного зала.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, учебно-методической, справочной и нотной литературой.
Класс должен соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II.Содержание учебного предмета
1 класс.
№ |
Учебный элемент |
теоретич |
Практич. |
1 |
Донотный период |
1 |
1 |
2 |
Постановка исполнительского аппарата
|
|
1 (1,5*) |
3 |
Развитие метроритма |
1 |
2 |
4 |
Подбор по слуху |
1 |
2 (2,5*) |
5 |
Чтение с листа
|
- |
3 |
6 |
Ансамль |
- |
4,5 |
|
Промежуточный контроль (контрольный урок) |
|
0,5 |
|
Всего 17 часов |
3 часа |
14 часов |
Основная задача курса музицирования в 1 год обучения - помощь в освоении основ игры на фортепиано в игровой форме с использованием приемов простейшей импровизации.
Темы занятий . I полугодие.
1.Знакомство с клавиатурой. «Донотный» период обучения. Творческие игры по быстрой ориентации на клавиатуре, нахождению клавиш нужной октавы, тембровые и регистровые примеры звучания.
2.Работа по постановке игрового аппарата, посадке за инструментом, по координации движений. Упражнения и тренинг, построенные на образных ассоциациях.
Освоение основных приемов игры: legato, non legato,staccato. Упражнения по освоению этих приемов. Изучение легких однострочных пес с использованием изученных приемов игры. Сочинение сюжетов на упражнения по различным видам техники игры.
Примеры:
«Дождик» – стаккато;
«Тяжелые шаги» – партаменто;
«Лай собачки» – маркатто;
«Бежит ручей», «Льется вода», «дети идут взявшись за руки» - легато и т.д.
3.Упражнения и творческие задания по работе над звукоизвлечением. Звукоподражание.
4.Подготовительные упражнения по технике чтения с листа. Графическое восприятие нотной записи. Чтение «бус». Игра в одной аппликатурной позиции
5.Инсценированные импровизации на выбранную тему.
Темы занятий II полугодие.
1.Продолжение работы по темам I полугодия;
2.Развитие чувства метроритма. Освоение ритмической пульсации на примерах ритмических упражнений.
а) Cоставление ритмических блоков с последующим их освоением.
б)Простейшие ритмические импровизации на одной-двух клавишах, вокальные импровизации со слоговой поддержкой (та-та, ти-ти-та и т.д.)
3. Подбор простейших мелодических попевок по слуху, начинающихся с тоники (I ступень лада) или доминанты (V ступень лада) с поступенным движением звуков. Определение по слуху движения мелодии ( на месте, вниз или вверх «по лесенке» в пределах квинты). Пение по слуху повторов одного и того же звука, поступенных движений звуков, простейших звуковых сочетаний, песенок, подбор их мелодии на инструменте в тональностях без знаков, в размере 2/4, 3/4, 4/4, в медленном или умеренном темпе. Подбор Т - S - D ( с басом) для продвинутых обучающихся.
Пример. «Прозвенел звонок», «Светит солнышко», «Как под горкой» и т.д.
4. Работа над техникой чтения с листа однострочных примеров из сборников «Сольфеджио» или из других источников.
ü Чтение ритмов на одном звуке с текстовой поддержкой
ü Мелодии из двух звуков
ü Чтение мелодий в пределах одной аппликатурной позиции
ü Мелодии с различным направлением звуков
ü Гаммообразные и арпеджированные последовательности звуков.
На каждом уроке ученику задается по 3-5 номеров для самостоятельного чтения с листа.
5. Самостоятельная работа ученика над понравившимися мелодиями из ранее прочитанных с листа.
ü Анализ последовательности звуков
ü Заучивание наизусть
ü Сочинение слов (если отсутствуют)
ü Работа над выразительностью, звукоизвлечением, чувственно-эмоциональной стороной исполнения.
6. Игра с педагогом в ансамбле. Работа над техникой синхронного исполнения, техникой совместного дыхания, техникой одновременных штрихов. Игра в четыре руки (с преподавателем) произведений народной музыки, русской и зарубежной классики в форме песен, маршей, танцев.
2 ансамбля в год.
Все упражнения, примеры, творческие задания по темам преподаватель подбирает по собственному усмотрению с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ученика, а также поставленных на каждом этапе обучения задач.
На контрольном уроке ученик
1.Исполняет любимую песенку (из самостоятельно подобранных по слуху или выученную по нотам);
2.Читает с листа пьесу в однострочном изложении с анализом движения звуков, разбором ритмических особенностей, определив настроение пьесы, темп и динамику исполнения
2 класс
№ |
Учебный элемент |
Теоретич |
Практич. |
1 |
Развитие метроритма |
0,5 |
1 |
2 |
Чтение с листа
|
- |
3 |
3 |
Подбор по слуху |
- |
4 |
4 |
Ансамбль |
0,5 |
6 |
5 |
импровизация |
0,5 |
1 |
6 |
Промежуточный контроль (контрольный урок)
|
- |
0,5 |
|
Всего 17 часов (
|
1,5 час |
15,5часов |
|
(При продолжительности урока 1 час, показатели умножаются на 2) |
Во втором классе продолжается развитие тем, освоенных учеником в первом классе, но на более сложном нотном и теоретическом материале.
Развитие метроритма.
1.Составление и освоение ритмических блоков с использованием различных длительностей.
2.Ритмические и вокальные импровизации (па-па) на одном звуке и звуках трезвучий.
Чтение нот с листа.
1.Сочинение “бус”, их запись и игра с анализом движения звуков.
2.Чтение мелодий песенного характера на двух нотных станах (уровень сложности – 1 класс)
ü Артикуляционные обозначения.
ü Добавочные линейки.
ü Случайные знаки альтерации.
ü Басовый ключ.
ü Знаки альтерации в ключе. Скачки в мелодии.
ü Знаки альтерации в ключе. Разнообразие штрихов и длительностей. Паузы.
На каждом уроке читаем 1-2 пьесы. На дом задается 2-4 пьесы.
Развитие звуковысотного слуха. Подбор мелодий песенного характера.
1.Упражнения по определению характера движения мелодии (вверх-вниз, на месте, скачки)
2.Подбор песен после предварительного разучивания по слуху со словами и анализа движения мелодии.
Пример песен для подбора: «Зайка», «Едет воз», «Мишка с куклой» и т.д.
Знакомство с тональностями. Подбор простейшего аккомпанемента к знакомым мелодиям.
1.Мажорный и минорный лад.
2.Главные ступени лада.
I – тоника Т
IV – субдоминанта S
V – доминанта D
3.Подбор простейшего аккомпанемента в виде опорных звуков главных ступеней лада.
4.Работа над песнями, начинающимися с I, III, V ступени одной тональности (До, Соль, Ре).
2– 4 аккомпанемента в год.
Ансамбль. Игра с педагогом в 4 руки ансамблевых пьес, народной музыки, русской и зарубежной классики. Работа над техникой синхронного исполнения. 1-2 произведения в полугодие.
I.Инсценированные импровизации на тему, выбранную учеником. Звукоподражание. Динамика звука и его образно-эмоциональная окраска.
Самостоятельная работа над пьесой для домашнего музицирования.
1.Выбор пьесы после проигрывания нескольких пьес педагогом.
2.Подробный анализ произведения.
3.Составление плана работы (ход действий, последовательность).
4.Выбор методов и приемов работы.
Учеником самостоятельно выучивается 1-2 пьесы в полугодие.
Обучающийся должен уметь читать с листа простые произведения, выразительно, полным и певучим звуком играть мелодии с несложным аккомпанементом и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передать характер и образ пьес
У обучающегося должны быть сформированы — правильная посадка, пластичность действий аппарата, инструментальные навыки, координация рук и синхронность действий, аппликатура в позиционных группах, в аккордах и арпеджио, интерес к музыке, положительное отношение к занятиям, эмоциональная реакция на художественные произведения, передачу чувств в рассказе, исполнении, впечатлительность от восприятия художественных произведений, приобретен элементарный исполнительский (сценический, слушательский, зрительский ) опыт, общие представления о добром и прекрасном.
На контрольном уроке в конце года ученик:
1.Исполняет подобранную ранее по слуху песенку.
2.Читает с листа.
3.Исполняет по нотам произведение в ансамбле с педагогом.
4.Показывает самостоятельно выученную пьесу.
3 класс.
№ |
Учебный элемент |
теоретич |
Практич. |
1 |
Развитие метроритма |
0,5 |
1 |
2 |
Чтение с листа
|
- |
3 |
3 |
Подбор по слуху |
- |
2 |
4 |
Ансамбль |
- |
7 |
5 |
Музыкальная подготовка |
0,5 |
- |
6 |
Аккомпанемент |
0,5 |
2 |
7 |
Итоговый* контроль (контрольный урок)
|
|
0,5 |
|
Всего 17 часов
|
1,5 часа |
15,5часов |
|
(При продолжительности урока 1 час, показатели умножаются на 2) |
* При продолжении обучения - промежуточный контроль.
Продолжается работа по учебно-тематическому плану 2 класса, но с усложнением изучаемого материала.
Музыкальная подготовка. Освоение профессиональных речевых оборотов и музыкальной терминологии. Музыкально-теоретический анализ пьесы: тональность, размер, развитие мелодии.
Развитие метроритма.
1.Составление и освоение ритмических блоков с одной ритмической строчкой, используя более сложные ритмические фигуры, синкопы и т.д.
2. Собирать короткие блоки в длинные ритмические схемы, чтобы «перебить»
3.Ритмические импровизации на двух-трех нотах. Для более продвинутых детей – по звукам трезвучий.
4.Сочинение и игра «бус» в ритмической последовательности.
Чтение нот с листа.
Примеры для чтения подбираются индивидуально, с учетом уже освоенных учеником навыков. Берутся пьесы песенного характера, этюды за 1-2 класса, начиная от простого изложения к сложному.
Чтению с листа предшествует подробный анализ произведения, так как появляются дополнительные линейки, знаки альтерации, разнообразные штрихи, сложные тональности, аппликатура.
1.Строение фраз (повтор, суммирование).
2.Мелодия и остинатное сопровождение.
3.Параллельное движение голосов в симметричном и «зеркальном» движении.
4.Изучение аппликатурных принципов.
5.Изучение упражнений по навыку игры «вслепую».
6.Чтение с листа отдельно партии левой руки, знакомя с различными видами фактур (терции, трезвучия, бас + терция, арпеджио и т.д.).
Примеры для чтения брать из сборников этюдов, вальсов, сонат. Партию правой руки исполняет педагог или другой ученик.
Цель – приучить «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, изменения фактуры, аппликатурные особенности и т.д.
На уроке прочитывать одно произведение. На дом задается два-три произведения (сложность – 1-2 класс).
Подбор знакомых мелодий и простейшего аккомпанемента к ним.
1.Подбор знакомых песенных мелодий. Запись.
2.Определение тональности, опорных точек для подбора баса аккомпанемента.
Знакомство с фактурным аккомпанементом.
3.Терции, основные виды трезвучий, построенные на главных ступенях лада – «снеговики-дирижеры».
4.Работа над одной песней в тональностях До, Ре, Ми, Соль, ля. Работа в одной тональности над песнями, начинающимися с I, III, V ступени лада.
Изучение знакомых несложных песен по сборникам с несложным буквенным обозначением функций аккордров аккомпанемента
Правая рука – мелодия.
Левая рука – “снеговики” по буквенным обозначениям аккордов.
1-2 песенки в полугодие.
Работа над простейшим аккомпанементом детских песен, песен из мультфильмов.
1.Мелодия аккомпанемента дублирует вокальную партию (правая рука). А в партии левой руки
2.Выдержанный бас.
3.Мелодическое движение нижнего голоса аккомпанемента.
4.Унисон.
5.Сочетание нижнего голоса аккомпанемента с созвучиями.
6.Аккорды в нижнем голосе аккомпанемента.
Один аккомпанемент в полугодие.
Работа над чистотой интонации и развитие звуковысотного слуха. Самостоятельная работа над выбранной пьесой для домашнего музицирования.
1.Выбор пьесы после проигрывания нескольких пьес педагогом.
2.Подробный анализ произведения.
3.Составление плана работы (ход действий, последовательность).
4.Определение методов и приемов работы для достижения поставленной цели.
Ученик самостоятельно разучивает два произведения в год.
Игра в четыре руки ансамблевых пьес (С педагогом или другим учеником).
За год – 2 ансамбля.
Обучающийся должен владеть аккордовой техникой, уметь синхронно играть в ансамбле, читать с листа в тональностях до 3 знаков, подбирать по слуху мелодии и простой аккомпанемент, технически грамотно исполнять произведения, самостоятельно их разучивать.
У обучающегося должны быть сформированы: координация движений рук на клавиатуре, ощущение объема клавиатуры, скоординированы мышцы, голос, слух и художественные представления, сформированы основы художественного вкуса, эмоциональная отзывчивость; воспитано осознанное отношение к произведениям искусства, устойчивый интерес к искусству, развиты музыкальные и художественные способности.
На контрольном уроке в конце года ученик:
1.Исполняет подобранную ранее по слуху песенку или аккомпанемент понравившейся песни по нотам.
2.Читает с листа.
3.Исполняет по нотам произведение в ансамбле.
4.Показывает произведение для домашнего музицирования (переложение популярной мелодии или самостоятельно выученную пьесу современных композиторов).
Сложность – 1-2 класс.
4 класс
№ |
Учебный элемент |
теоретич |
Практич. |
1 |
Развитие метроритма |
|
1 |
2 |
Чтение с листа
|
|
3 |
3 |
Подбор мелодий по слуху |
|
2 |
4 |
Ансамбль |
|
6 |
5 |
Пьесы домашнего музицирования |
|
2 |
6 |
Аккомпанемент |
|
2,5 |
7 |
Промежуточный контроль (контрольный урок)
|
|
0,5 |
|
Всего 17 часов
|
|
17часов |
|
(При продолжительности урока 1 час, показатели умножаются на 2) |
Продолжается работа по учебно-тематическому плану 3 класса, но с усложнением изучаемого материала.
Развитие метро-ритма.
1.Составление из простых ритмических блоков длинных ритмических схем. 2.Освоение схем с более сложными джазовыми и эстрадными ритмами, в однострочном изложении.
Одна рука стучит пульс. Другая – ритм.
Каждая схема отрабатывается до автоматизма.
4.Игра ритмических схем на клавиатуре. (Пульс лучше отсчитывать левой ногой).
5.Ритмические импровизации
Преподаватель играет аккомпанемент, ученик одной рукой импровизирует, используя сначала 3 ноты, затем 5 и т.д.
Ученик играет гармоническую сетку. Педагог импровизирует.
Ученик стучит ритм и аккомпанирует аккордами (по 4 от каждой ступени I-VII-IV-V)
Вид аккомпанемента: - аккордовый (по 4 в такте)
-бас+терция
-медленный арпеджированный
6.Освоение примеров сложного ритма из сборников джазовой музыки (Отдельно каждой рукой)
Чтение нот с листа
1.Сложность пьес для чтения – 2-3 классы.
2.Пьесы с постепенным увеличением количества позиционных перемещений.
С все более сложной артикуляцией, динамикой, усложнением интонационного содержания.
3.Развитие зрительной памяти, навыка чтения на один такт вперед.
4.Работа над навыком игры «вслепую»
На уроке ученик читает с листа 1 произведение или отрывки из нескольких.
На дом задается 1-2 произведения для чтения с листа.
Подбор мелодий по слуху и аккомпанемента к ним.
1.Подбор мелодии после устного звуковысотного анализа. Запись.
2.Определение тональности и функций аккомпанемента.
3.Выбор фактуры аккомпанемента.
4.Работа в тональностях C, a; D; F, d; G, e; A; c, m.
Работа над песнями из песенных сборников с буквенным обозначением функций аккомпанемента.
1.Разучивание мелодий.
2.Пение вокальной партии. Верхний голос аккомпанемента дублирует вокальную партию. Нижний – по буквенным обозначениям игра аккордов.
3.Выбор фактуры аккомпанемента, соответствующего стилю и форме песни.
4.Игра разложенного на две руки фактурного аккомпанемента без мелодической поддержки. Пение вокальной партии.
Две песни в год.
Работа над несложными романсами и современными песнями.
Два произведения в год.
Работа над инструментальными переложениями популярной классической, современной эстрадной и джазовой музыки.
Два произведения в год.
Самостоятельная работа над выбранным произведением для домашнего музицирования.
Одно произведение в год.
Работа над ансамблевыми произведениями. Работа над техникой синхронного виртуозного исполнения произведения, техникой педализации. Игра в четыре руки (с преподавателем) произведений народной музыки, русской и зарубежной классики - пьес для фортепиано, песен с использованием ансамблевых навыков «солирования», «аккомпанирования».
Один-два ансамбля за год.
Художественное воспитание. Вовлечение обучающегося в активную концертную, просветительную деятельность (участие в литературно-музыкальных композициях, беседах, концертах и других мероприятиях), анализ и оценка выступлений, содержания музыкального и литературного
материала, основные этические и эстетические категории красоты, искусства, культуры, духовной культуры, художественной культуры.
На контрольном уроке в конце года ученик:
1.Исполняет подобранную ранее по слуху песенку или аккомпанемент песни (романса) по нотам.
2.Читает с листа (сложность – 2 класс).
3.Играет в ансамбле.
4.Исполняет по нотам переложение популярной музыки или самостоятельно выученную пьесу для домашнего музицирования.
5 класс
№ |
Учебный элемент |
теоретич |
Практич. |
1 |
Развитие метроритма |
|
1 |
2 |
Чтение нот с листа |
|
2 |
3 |
Аккомпанемент |
|
3 |
4 |
Репертуар домашнего музицирования |
|
5 |
5 |
Ансамбль |
|
5,5 |
6 |
Итоговый контроль (контрольный урок)
|
|
0,5 |
|
Всего 17 часов. |
|
17 |
|
(При продолжительности урока 1 час, показатели умножаются на 2) |
Продолжается работа по учебно-тематическому плану 4 класса, но делается акцент на самостоятельный выбор обучающимися произведений для изучения.
Развитие метро-ритма.
1.Составление и освоение ритмических схем в двухстрочном изложении
Пример: Правая рука
Левая рука
Пульс левой ногой
2.Ритмические импровизации. Ученик играет левой рукой гармоническую сетку на I, VII, IV, V ступенях, используя различные виды аккомпанемента:
-Аккордовый, медленный
-Медленный арпеджированный
-Пунктирный
-Разложенные аккорды и т.д.
Правой рукой играет ритмическую импровизацию. (Можно на нескольких клавишах или по звукам трезвучий. Главное – интересный ритм).
3.Освоение примеров сложного ритма из сборников джазовой и эстрадной музыки.
-Для слабых обучащихся отдельно каждой рукой, с отстукиванием пульса. Партию другой руки играет педагог.
-Для остальных – игра сразу двумя руками. При затруднении пульс отстукивать левой ногой
Чтение нот с листа.
Сложность произведений для чтения – 3 класс.
Используют пьесы различные по жанру, стилю, строению, в том числе полифонические, джазовые и эстрадные произведения.
Продолжается работа над:
1.Развитием зрительной памяти, навыка чтения на такт вперед;
2.Развитие навыка игры «вслепую»;
3.Способностью сокращения срединных фактур (при чтении аккомпанемента);
4.Умением переключать внимание с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения, собственную интерпретацию.
На уроке ученик читает произведение целиком или отрывок, если пьеса объемная.
На дом задается 2-3 произведения для чтения с листа. Сложность и количество произведений подбирается индивидуально для каждого обучающегося.
На уроке можно проверить только одну пьесу или отрывок.
Работа над песнями и популярными мелодиями из сборников с буквенным обозначением функций аккомпанемента.
1.Разучивание мелодий.
2.Пение вокальной партии. Верхний голос аккомпанемента дублирует вокальную партию. Нижний – по буквенным обозначениям игра аккордов.
3.Выбор фактуры аккомпанемента, соответствующего стилю и форме песни.
4.Игра разложенного на две руки фактурного аккомпанемента без мелодической поддержки.
5.Пение вокальной партии.
Две песни в год.
Песни выбирает сам ученик. Педагог может только посоветовать.
Количество зависит от индивидуальной подготовки и желания обучающихся, но не менее двух произведений в год.
Работа над несложными романсами и современными песнями.
Можно брать изучаемые на вокале и на хоре, если позволяет сложность изложения.
Работа над фортепианными переложениями популярной инструментальной музыки.
Если произведение сложное, но сыграть очень хочется, научить ребенка сокращать срединные структуры или фактурный аккомпанемент не в ущерб общему содержанию, стилю, замыслу композитора.
Не менее 2-х произведений в год.
Самостоятельная работа над выбранным произведением для домашнего музицирования.
1 произведение в год.
Работа над ансамблевыми произведениями.
Это может быть не только классическое произведение, но и переложение современной музыки или песни для 4-х ручного исполнения.
Особое внимание уделить джазовой и популярной музыке.
2-3 ансамбля в год.
Художественное воспитание. Воспитание высокохудожественного вкуса, самостоятельности (в выборе репертуара, самостоятельном разучивании произведений и программ, выборе разнообразных видов деятельности), потребности (в профессиональной деятельности, в художественных занятиях), формирование эстетического отношения к действительности, системы эстетических и этических знаний.
Обучающийся должен уметь самостоятельно и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений, играть в ансамбле, аккомпанировать, читать с листа произведения за 3-4 классы, подбирать по слуху мелодию и аккомпанемент, анализировать музыкальные произведения.
Обучающийся должен знать основы музыкальной грамоты и применять ее в исполнительской практике, основные музыкальные понятия и термины, историю исполнительства, методики подбора по слуху и транспонирования, характерные особенности фортепианных школ.
На контрольном уроке в конце года ученик :
1.Исполняет аккомпанемент романса или современной песни;
2.Читает с листа;
3.Играет в ансамбле;
4.Исполняет по нотам переложение популярной музыки или самостоятельно выученную пьесу для домашнего музицирования.
При успешной сдаче контрольного урока ставится отметка по пятибалльной системе. Если ребенок по каким-либо причинам не сдал контрольный урок, то ему назначается дополнительный срок по его сдаче.
Отметка за год по предмету «Музицирование» складывается из оценки за контрольный урок и четвертных отметок, те, в свою очередь, выставляются по текущим оценкам за уроки .
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Окончив курс обучения, ученик должен:
- иметь навык чтения с листа несложных произведений различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;
- иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий;
- иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;
- уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.
IV.Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Основными формами текущего контроля является проверка выполнения заданий и анализ работы на занятии.
Промежуточный контроль осуществляется в виде контрольного урока, который проводится в конце второго полугодия (апрель-май), Обучающийся по своему выбору исполняет один из вариантов:
а) по нотам или наизусть одну пьесу из своего репертуара для домашнего музицирования (переложение популярной музыки или любимую пьесу русских, современных или зарубежных композиторов);
б) песню под собственный аккомпанемент или аккомпанирует другому исполнителю;
в) 1 музыкальное произведение в ансамбле с другим учеником или с преподавателем.
Выступление обучающегося на концертах различного уровня засчитывается как форма промежуточной и итоговой аттестации.
Критерии оценок
При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
- степень продвижения обучающегося, успешность личных достижений.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале.
V.Методическое обеспечение программы
Дидактический материал: рисунки и таблицы, набор открыток с музыкальными терминами.
Методический материал: разработки открытых уроков, бесед, методические рекомендации по предмету.
Оборудование класса: два фортепиано, два стула, два стула с мягким сиденьем, набор подставок (скамеек), сборники нотной литературы.
Технические средства обучения: магнитофон, проигрыватель, фонохрестоматия ( с записями исполнения пианистов - исполнителей)
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
Ввиду отсутствия комплексного методического пособия по предмету «Музицирование», репертуарный список состоит из сборников авторов, которые уже завоевали популярность среди педагогов и содержат наиболее эффективные в педагогическом отношении пьесы и упражнения. Разумеется, этот репертуар можно и нужно дополнять другими произведениями по усмотрению педагога.
1.Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.
2.Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.
3.Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. М.: «Музыка», 1992.
4.Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. М.: «Советский композитор», 1981.
5.Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.
Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М.: «Кифара», 2002.
6.Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради I, II, III. СПб.: «Композитор», 1999.
7.Майлз Джон С. Азбука игры на фортепиано. М.: «Махаон», 1998.
8.Милич Б. Маленькому пианисту. М.: «Кифара», 1996.
9.Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.
10.Перминова М. Волшебный рояль. Сказочная школа игры на фортепиано.Щекино: ГМРИП «Левша», 1995.
11.Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. М.: МПО.1996.
12.Печковская М. 34 урока музыки. М.: Авваллон, 2004.
13.Подгорная С. Сборник джазовых пьес и фортепианных ансамблей для детей. Ростов н/Д.: «Феникс», 2010.
14.Шмитц М. MINI JAZZ. 50 легких пьес для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.
15.Шмитц М. MINI JAZZ. 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 2. М.: «Классика – XXI», 2004.
16.Шмитц М. MINI ROCK. 53 легкие пьесы для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.
Список рекомендуемой методической литературы
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издание 3. М.: «Музыка», 1981.
2.Алексеева Л., Тютюнникова Т. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М.: «АСТ», 1998.
3.Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: «Каро», 2004.
4.Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано.Учебн. пособие. Ред. Ю. Н. Холопова. М.: «Советский композитор», 1987.
5.Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы. М., 1971.
6.Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: «АСТ», 2001.
7.Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. М.: «Советский композитор, 1989.
8.Цыпин Г. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста. «Музыкальное воспитание в школе». Сост. О. Апраксина. Вып. 9. М.: «Музыка», 1974.
9.Чугунов Ю. Гармония в джазе. М.: «Советский композитор», 1985.
10.Шавкунов И. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. СПб.: «Композитор», 2001.
11.Шатковский И. Развитие музыкального слуха. М.: «Музыка», 1996.