ДООП "Основы изобразительного искусства" Программа по учебному предмету "Рисунок"

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Озерского городского округа                                                      « Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                                                              

    В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА                                    

«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 

 

 

Программа

                             по учебному предмету

«Рисунок»

 

 

 

 

 

 

 

Новогорный 2014 г.

Редакция 2016 г.

 

 

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете    МБУДО «ДШИ»

Протокол №_____ от ____________

 

 

УТВЕЖДЕНО

Приказом Директора МБУДО «ДШИ»   от ________________ №_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Байгужин Э.М. – преподаватель высшей категории художественного отделения МБУДО «ДШИ»

Рецензент: Суетина О.И. -  преподаватель первой категории художественных дисциплин.

Рецензент: Черепанов Е.А. – Зав. Отделения «Дизайн» Озёрского колледжа искусств, Член СХ России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу основ изобразительного искусства по учебному предмету «Рисунок».

           Срок обучения 3 (5) лет

Срок освоения программы  - 3 года.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

 

       Составитель: Байгужин Э.М. – преподаватель МБУДО «ДШИ»

       Программа по предмету «Рисунок» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности  при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утверждённый приказом Министерства культуры РФ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

       Данная программа содержит следующие разделы:

·       пояснительную записку;

·       общие задачи обучения для каждого класса;

·       учебно – тематический план;

·       план содержания учебного курса;

·       планируемый результат;

·       требования к уровню подготовки выпускников;

·       методические рекомендации;

·       перечень литературы.

Содержание программ учебного предмета «Рисунок» соответствует «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области  искусств», а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

         Рецензент: преподаватель 1 категории в области изобразительного искусства Суетина О.И.

«____» __________ 201___ г.                               _______________

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                  

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Целью данной программы является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами графики и композиции в декоративном изображении предметов.

 Программа состоит из трех основных тем по классам. Первая тема содержит информацию об основных принципах композиции, вторая - раскрывает вопросы стилизации, третья - дает представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении предметов окружающего мира.

В начале каждого занятия обучающиеся получают информацию о графических приёмах и средствах, используемых в предлагаемом задании. Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа обучающегося.

К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ обучающихся.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 12 лет.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме защиты итоговой работы. При выборе темы и техники исполнения итоговой работы обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Рисунок»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 7 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

 

 

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

32

36

32

36

238

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

32

36

32

36

238

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

64

72

64

72

476

 

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

·              1-3 годы обучения – 1 час в неделю;

·              4-5 годы обучения – 2 часа в неделю

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

·              1-3 годы обучения – 1 час в неделю;

·              4-5 годы обучения – 2 часа в неделю

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа.  Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» с учетом двух дополнительных лет (при 5-летнем сроке обучения) составляет  476 часов. Из них: 238 часов – аудиторные занятия, 238 часов – самостоятельная работа.                                                                     

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность обучающихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о графике, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

·     создание условий для творческой самореализации личности, развитие потенциальных способностей ребёнка;

·     развитие интереса к графическому искусству;

·     воспитание у обучающихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;

·     интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в связи с ознакомлением с историей развития графического искусства, его видами и техническими приёмами;

·     обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление графического языка, его особенностей и условности;

·     воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

·     формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по графике.

Учебный класс должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Задания по предмету «Рисунок» адаптированы и доступны для обучающихся, учитывают возрастные и психологические особенности детского возраста. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ композиции и упражнений до самостоятельного составления композиции. Учебный материал разделён на три основных раздела:

1. Освоение основных композиционных приёмов, в том числе, в графической декоративной композиции.

2. Теоретическая работа, предполагающая изучение обучающимися особенностей и технологических приёмов графики.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая даёт возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

 

1 класс

Общее ознакомление обучающихся с предметом рисунок; приобретение основных навыков и умений – графическое изображение, организация листа, форма предметов в пропорции листа, характер предметов, силуэт, стилизация, фактура растительных элементов, основы рисунка, декоративный рисунок.

Последовательность ведения работы по рисунку. Постепенное повышение требований к качеству выполнения заданий, усложнение учебных задач.

Виды графических материалов, используемых на занятиях: кар., перо, тушь, кисть, маркер, гелиевая ручка, черная и белая гуашь.

 

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

 

1

Графическая работа.

33

 

Тема 1.1.Введение. История развития графики. Виды графики. Технологии, материалы.

1

 

Тема 1.2. Рисование несложных плоских геометрических фигур и орнаментов. Упражнения в штриховке. Формат А3, кар.

5

 

 

Тема 1.3. Рисование крупного листа дерева с натуры.  Формат А3, кар., тушь, кисть, перо, маркер, чёр. гелиевая ручка.

3

 

 

Тема 1.4. Рисунок 2-х предметов шарообразной формы (яблоки, клубки шерсти, луковицы).Формат А3, кар.

6

 

 

Тема 1.5. Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов без фона. Формат А3, кар.

5

 

 

 

 

 

Тема 1.6. Рисунок натюрморта из предметов быта (2-3 предмета различных по форме и материальности). Формат А3, кар.

7

 

Тема 1.7.Натюрморт из 2-3-х предметов быта.Формат А3, кисть, чёрн. Гуашь.

6

 

 

 

2

Подготовка работ к итоговому просмотру

1

 

 

ИТОГО:

34

 

 

 

2       класс

Дальнейшее совершенствование умений и навыков, приобретённых в течение первого года обучения.

Углублённый анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно строить предметы в соответствии с их различным расположением к линии горизонта.

Увеличение требований к качеству передачи фактуры предметов, законченности рисунка.

Рисование натюрмортов из 3-4-х предметов более сложной формы, различных по фактуре (дерево, гипс, металл, стекло, керамика).

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Графическая работа.

33

 Тема 1.1.Натюрморт «Осенний». Решить штрихом и светотенью. Формат А3, кар.

6

Тема 1.2.Построение каркасного куба с натуры.Формат А3, кар.

4

Тема 1.3.Построение предметов прямоугольной, призматической формы. Линейное решение рисунка. Формат А3, кар.

4

 

Тема 1.4.Рисунок натюрморта с введением стекла и металла. Штрих, светотень. Формат А3, кар.

7

 

Тема 1.5. Рисунок драпировки. Формат А3, кар.

 

6

 

 

Тема 1.6.Натюрморт из предметов быта. Светотеневое решение рисунка. Формат А3, кар.

6

 

2

Подготовка работ к итоговому просмотру

1

 

ИТОГО:

34

         

 

3       класс

         Закрепление и углубление практических знаний по рисунку. Построение точной формы и характера предметов на листе бумаги с выявлением при помощи светотени объёма, тона, фактуры и освещённости изображаемого.

При этом обучающийся должен:

·                   уметь самостоятельно анализировать конструктивно-пространственные свойства изображаемого (для этого использовать зарисовки натюрморта сбоку);

·                   знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в работе, уметь доводить рисунок до определённой степени завершённости;

·                   владеть навыками в определении размеров предметов, их пропорции, целостного видения натуры;

·                   выполнять постановки из предметов различных по форме, тону и материалу, расположенных в глубоком пространстве, на различных условиях, с применением драпировок.

·                   рисовать несложные интерьеры.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Графическая работа.

33

Тема 1.1. Рисунок гипсового орнамента. Решение – светотень. Формат А3, кар.

 

6

Тема 1.2. Обучающиеся самостоятельно составляют и выполняют светотеневое решение натюрморта из данных (предложенных) предметов и драпировок.Формат А3, кар.

7

Тема 1.3.Линейное решение рисунка гипсового экорше Гудона. Формат А3, кар.

5

 

Тема 1.4.Рисунок объёмного предмета (стол, стул, шкаф и др.). Конструктивное решение. Формат А3, кар.

6

 

 

 

Тема 1.5.Рисунок по памяти. 10 – 15 минут обучающиеся изучают и запоминают натюрморт. Затем, натюрморт закрывается до конца занятия. Формат А3, кар.

 

2

Тема 1.6.Светотеневой рисунок гипсового слепка глаза. Формат А3, кар.

 

7

2

Подготовка к защите итоговой работы.

1

 

ИТОГО:

34

 

4       класс

Повышение предыдущих знаний в области ознакомления с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека. В рисовании фигуры человека – выявление самого характерного и индивидуального, смелая конструктивность решения с соблюдением пропорций. Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовой головы и портрета. Владение линией, штрихом, пятном.

В натюрмортах, поставленных в интерьере, требуется осознанное и грамотное использование приёмов линейной и воздушной перспективы, уверенное моделирование формы сложных предметов тоном.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Графическая работа.

33

Тема 1.1. Графическое построение натюрморта из гипсовых геометрических тел (возможно с прокладкой теней).

Формат А3, кар.

6

Тема 1.2. Обучающиеся самостоятельно составляют и выполняют светотеневое решение натюрморта из данных (предложенных) предметов и драпировок.

 Формат А3, кар.

5

Тема 1.3.Светотеневой рисунок гипсовой головы экорше.

 Формат А3, кар.

4

 

Тема 1.4.Рисунок натюрморта с введением предметов различной материальности. Формат А3, кар.

4

 

 

 

Тема 1.5.Фигура человека в интерьере. Формат А2, кар., уголь, тушь, кисть, перо.

5

Тема 1.6. Натюрморт в интерьере. Формат А2, кар., уголь.

 

5

 

Тема 1.7.Светотеневой рисунок головы человека.

 Формат А3, кар.

 

4

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

1

 

ИТОГО:

34

       

 

5       класс

Углубленное изучение данного вида предмета. Закрепление предыдущих знаний в области линейной воздушной перспективы, уверенное моделирование формы сложных предметов тоном. При выполнении натюрморта - передача материальности, фактуры в графической работе. В рисовании фигуры человека – выявление самого характерного и индивидуального, смелая конструктивность решения с соблюдением пропорций. Силуэт, движение.

Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовой головы и портрета. В этих работах требуется передача портретного сходства.

В рисовании фигуры человека – выявление самого характерного и индивидуального, смелая конструктивность решения с соблюдением пропорций.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

 

1

Графическая работа.

33

 

Тема 1.1. Рисунок драпировки.

Формат А3, кар.

5

 

Тема 1.2. Рисунок гипсовой головы.

Формат А3, кар.

6

 

Тема 1.3.Фигура человека в интерьере.

 Формат А3, кар., уголь.

7

 

 

Тема 1.4.Рисунок натюрморта в стиле кубизма.Формат А3, кар., тушь, кисть, перо, маркер, чёрн. гелиевая ручка.

5

 

 

 

 

Тема 1.5.Рисунок по памяти. 10 – 15 минут обучающиеся изучают, запоминают натюрморт, затем, натюрморт закрывается до конца занятий.

Формат А3, кар.

3

 

Тема 1.6. Натюрморт из предметов сближенных по тону. Формат А3, кар.

 

7

 

2

Подготовка к защите итоговой работы.

1

 

 

ИТОГО:

34

 

 

Годовые требования

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.Графическая работа.

Тема 1.1. Введение. История развития графики. Виды графики. Технологии, материалы.

Графика (от греческого «пишу, рисую») – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Как вид искусства графика вышла на арену культурной жизни недавно, хотя графические изображения имеют многовековую историю. Однако уже в XIX веке в рисунке начинают видеть самостоятельную художественную ценность. Одной из самых специфических особенностей черно-белой графики считается «отвлеченность» или «условность» её языка.

Существует несколько видов графики: станковая, книжная, прикладная, компьютерная.

Графические техники – рисование (графический рисунок), гравирование (офорт, ксилография, линогравюра), процарапывание (граттаж), печать (водная, и монотипия).

Рассказ сопровождается показом детских работ  и мастеров графики в различных материалах и техниках. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.

Показ приёмов работы одной из техник (монотипия, водная печать и др.).

Графические средства

Существуют четыре основных элемента графики – линия, штрих, пятно и точка. В соответствии с этим все графические изображения на бумаге делятся на четыре основные группы. Линейные (в основе – линия), штриховые (в основе – штрих), «от пятна» (в основе пятно), точечные (в основе точка).

Материалами в рисунке служат: графитные карандаши, уголь, сангина, сепия, пастель и др.

Тема 1.2. Рисование несложных плоских геометрических фигур и орнаментов. Упражнения в штриховке.

Задача: развить уверенность движения руки с карандашом. Знать понятие штриха, линии, пятна.

Выполнить:

1) линейный рисунок;

2) штриховка.

Цель: «рисунок» как условие изображения предмета. Знакомство с графическими материалами, возможностями каждого из них.

Организация рабочего места (как сидеть, как затачивать и как держать карандаш).

Применяемые материалы: кар.

Формат: А3

Техника работы: графический рисунок.

 

Тема 1.3. Рисование крупного листа дерева с натуры.

Задача: передать конструкцию листа.

Выполнить:

1) графическую работу с использованием различных материалов.

Цель: последовательность в работе (от общего к частному). Закрепить знания и навыки, полученные на предыдущем занятии.

Материалы: кар., тушь, кисть, перо, чёрн. гелиевая ручка, маркер.

Формат: А3

Техника работы:  рисунок.

Тема 1.4. Рисунок 2-х предметов шарообразной формы (яблоко, клубки шерсти, луковицы).

Задача: передать особенности формы предметов. Дать конструктивный анализ формы при помощи линии. Передать характер распределения светотени на шарообразной форме. Вылепить форму предметов при помощи штриха.

Выполнить:

1)  рисунок натюрморта.

Цель: понятие «блика», «света», «полутени», «тени», «рефлекса». Понимание о форме и объёме.

Материалы: кар.

Формат: А3.

Техника работы: графический рисунок.

Тема 1.5. Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов без фона.

Задачи: изучение распределения света и тени на предметах различной формы.

Выполнить:

1)  рисунок натюрморта.

Цель: закрепить знания, навыки, полученные на предыдущем занятии.

Материалы: кар.

Формат: А3.

Техника работы: графический рисунок

Тема 1.6.Рисунок натюрморта из предметов быта (2-3 предмета различных по форме и материальности.

Задачи: передать тональные отношения предметов и фона (тёмное на светлом, светлое на тёмном), объём предметов.

Выполнить:

1)  рисунок натюрморта.

Цель: порядок и правила работы над натюрмортом, последовательность.                                                                                                                                                  Материалы: кар.

Формат: А3.

Техника работы: графический рисунок.

Основные требования к стилизациям различных объектов:

 

Тема 1.7. Натюрморт из 2-3-х предметов быта.

Задача: передать большие тональные отношения, объём предметов.

Выполнить:

1) рисунок натюрморта.

Цель: освоение больших тональных отношений, лаконичности в работе.

Материалы: кисть, черная гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: гризайль.

Раздел 2. Подготовка работ к итоговому просмотру.

 

В конце первого (декабрь) и второго (май) полугодий проводятся просмотры, являющиеся основной формой промежуточного и итогового контроля, демонстрирующие степень освоения программы и творческие успехи обучающегося. Лучшие работы участвуют в выставочной деятельности, что является важной формой мотивации и самоконтроля обучающегося.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Графическая работа.

Тема 1.1. Натюрморт «Осенний». Решить штрихом и светотенью.

Задача: передать глубину пространства, добиться материальности, объёма в изображении предметов, передать конструктивные особенности предметов.

Выполнить:

           1)  рисунок натюрморта.

Цель: вспомнить последовательность выполнения натюрморта.

Техника: графический рисунок.

Материал: кар.

Формат: А3.

Тема 1.2. Построение каркасного куба с натуры.

Задача; построить предметы в двух положениях, соблюдая правила линейной перспективы.

Выполнить:

1) линейный рисунок.

Цель: усвоить законы перспективы.

Техника:  рисунок.

Материал: кар.

Формат: А3.

Тема 1.3. Построить предметы прямоугольной, призматической формы. Линейное решение рисунка.

Задача: построить предметы в двух положениях, соблюдая правила линейной перспективы.

Выполнить:

1) линейный рисунок.

Цель: усвоить законы перспективы.

Техника:  рисунок.

Формат: А3.

Материал: кар.

 

Тема 1.4. Рисунок натюрморта с введением стекла и металла. Штрих, светотень.

Задача: передать материальность предметов.

Выполнить:

1) графический рисунок.

Цель: повышение умений и навыков в графическом изображении.

Техника:  рисунок.

Формат: А3.

Материалы: кар.

Тема 1.5. Рисунок драпировки.

Задача: передача объёма складок, материальности, пластичности ткани.

Выполнить:

1) рисунок драпировки.

Цель: знакомство с теорией и наглядным изучением форм образования складок, распределения тени и света на них.

Техника: графический рисунок.

Формат: А3.

Материалы: кар.

 

Тема 1.6. Натюрморт из предметов быта. Светотеневое решение рисунка.

Задача: правильная компоновка в листе, точность построения, соблюдение пропорций, передача конструктивных особенностей предметов, правильный тональный разбор, цельное восприятие постановки, передача освещённости, плановости, материальности, объёма предметов.

Выполнить: рисунок натюрморта.

Цель: развитие умений и навыков в освоении графического рисунка.

Техника: графический рисунок.

Формат: А3

Материалы: кар.

Раздел 2. Подготовка работ к итоговому просмотру.

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.Графическая работа.

Тема 1.1. Рисунок гипсового орнамента. Решение – светотень.

Задача: передать конструкцию, объём, материальность гипсового орнамента.

Выполнить:

1) рисунок орнамента.

Цель: расширение палитры навыков и умений в графическом изображении.

Техника: рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

Тема 1.2.  Обучающиеся самостоятельно составляют и выполняют светотеневое решение натюрморта из данных (предложенных) предметов и драпировок.

Задача: грамотно составить натюрморт в зависимости от поставленной задачи (контрастный, слабо выраженный контраст).

Выполнить:

1) рисунок натюрморта.

Цель: развитие умений и навыков в рисунке.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

 

Тема 1.3. Линейное решение рисунка гипсового экорше Гудона.

Задача: знакомство обучающихся с расположением и назначением основных мышц лица человека, передать конструкцию, характерные особенности строения головы.

Выполнить:

1) рисунок экорше.

Цель: знакомство с анатомией головы человека.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

 

Тема 1.4.  Рисунок объёмного предмета (стол, стул, шкаф и др.) Конструктивное решение.

Задача: компоновка в листе. Глубокий анализ конструкции предмета с учётом линейной перспективы.

Выполнить:

1) линейный рисунок,

Цель: развитие объёмно-пространственного мышления.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3

Тема 1.5. Рисунок по памяти. 10 – 15 минут обучающиеся изучают и запоминают натюрморт. Затем, натюрморт закрывается до конца занятия.

Задача: запоминание тональных отношений, форм предметов, материальности, композиционного расположения.

Выполнить:

1) рисунок натюрморта.

Цель: тренировка зрительной памяти у обучающихся.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3

 

Тема 1.6. Светотеневой рисунок гипсового слепка глаза.

Задача:

Выполнить:

1) рисунок слепка глаза.

Цель:

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3

Раздел 2. Подготовка к защите итоговой работы.

       Итоговая работа является заключительной работой, которая включает в себя всё мастерство автора, умения и навыки полученные за весь период обучения в школе искусств.

Работа над итоговой работой начинается со второй половины учебного года (с января по май) и ведётся параллельно с занятиями по программе, не в ущерб учебным часам.

Тема работы (композиции) выбирается по желанию обучающегося, а преподаватель является куратором обучающегося и рецензентом итоговой работы.

В день защиты итоговой работы создаётся комиссия из числа преподавателей школы, которая рассматривает и оценивает по 5-ти бальной системе итоговые работы обучающихся (выпускников).

 

Обучающиеся имеющие желание продолжить обучение в 4,5 классах (дополнительно 2 года обучения) в рамках промежуточной аттестации представляют свои работы в конце учебного года (май) для просмотра.

 

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.Графическая работа.

Тема 1.1. Графическое построение натюрморта из гипсовых геометрических тел (возможно с прокладкой теней).

Задача: перспективное построение предметов с учётом ракурса расположения в пространстве натюрморта.

Выполнить:

1) построить натюрморт.

Цель: повышение навыков и умений в графическом исполнении.                                                                                                                              

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

Тема 1.2.  Обучающиеся самостоятельно составляют и выполняют светотеневое решение натюрморта из данных (предложенных) предметов и драпировок.

Задача: составить натюрморт. Выполнить светотеневое решение постановки.

Выполнить:

1) рисунок натюрморта.

Цель: совершенствование навыков работы в графическом изображении предметов.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

 

Тема 1.3. Светотеневой рисунок гипсовой головы экорше.

Задача: на первом этапе: упрощая форму, добиться большого объёма посредством «обрубовки». Далее: детализация.

Выполнить:

1) рисунок головы.

Цель: развитие навыков в анатомическом рисунке.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

 

Тема 1.4. Рисунок натюрморта с введением предметов различной материальности.

Задача: показать различие предметов по материальности.

Выполнить:

1) рисунок натюрморта.

Цель: добиться предельной материальности изображённых предметов.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3

Тема 1.5. Фигура человека в интерьере

Задача: перспективное построение интерьера, характерный ракурс фигуры.

Выполнить:

1) графическую работу.

Цель: передача характера фигуры натурщика в среде интерьера.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар., уголь, тушь, кисть, перо.

Формат: А2

 

Тема 1.6. Натюрморт в интерьере.

Задача: перспективное построение интерьера и элементов.

Выполнить:

1) натюрморт в интерьере.

Цель: передача среды естественного освещения. Цельность и обобщённость в работе.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар., уголь.

Формат: А2

 

Тема 1.7. Светотеневой рисунок головы человека.

Задача: построение конструкции головы, передача светотени и портретного сходства.

Выполнить:

1) рисунок головы.

Цель: изучение анатомии головы человека.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3

Раздел 2. Подготовка работ к итоговому просмотру.

 

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.Графическая работа.

Тема 1.1. Рисунок драпировки.

Задача: компоновка в формате. Передача характерных форм складок и освещения.

Выполнить:

1) рисунок драпировки.

Цель: расширение палитры навыков и умений в графическом изображении.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

Тема 1.2. Рисунок гипсовой головы.

Задача: анатомическая грамотность, цельность изображения, передача материальности.

Выполнить:

1) рисунок головы.

Цель: повышение навыков и умений в графическом изображении головы.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

 

Тема 1.3. Фигура человека в интерьере.

Задача: анатомически правильное построение натуры, передача линейно-воздушной перспективы интерьера, точное тональное решение.

Выполнить:

1) рисунок интерьера.

Цель: развитие навыков в передаче световоздушной среды интерьера.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар., уголь.

Формат: А3.

 

Тема 1.4. Рисунок натюрморта в стиле кубизма.

Задача: сделать упор ни столько на деформацию формы, как на раскладку предмета по плоскостям.

Выполнить:

1) рисунок натюрморта.

Цель: выдержать работу в стиле кубизма.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар., тушь, кисть, перо, маркер, чёрн. гелиевая ручка.

Формат: А3

Тема 1.5. Рисунок по памяти. 10 – 15 минут обучающиеся изучают и запоминают натюрморт, затем, натюрморт закрывается до конца занятий.

Задача: тренировка памяти и внимательности. Требование – точное изображение натюрморта со светотеневым решением.

Выполнить:

1) рисунок натюрморта.

Цель: развитие памяти у обучающихся.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3

 

Тема 1.6. Натюрморт из предметов сближенных по тону.

Задача: конструктивное построение. Передача тонких тональных отношений при соблюдении культуры штриха.

Выполнить:

1) рисунок натюрморта.

Цель: суммирование знаний в графическом изображении.

Техника: графический рисунок.

Материалы: кар.

Формат: А3.

Раздел 2. Подготовка к защите итоговой работы.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Рисунок»:

1.  Знание основных понятий и терминологии в области графического изображения.

2. Знание основных видов графики и технологии их исполнения(графический рисунок, граттаж, гризайль).

3. Знание основных законов композиции станковой и декоративной, их сходство и различие.

4. Навыки и умения в работе над практическими заданиями, осмысление графического языка, его особенностей и условности.

5.  Умение самостоятельно выполнять задания.

По окончании освоения учебного предмета обучающиеся должны

знать:

·                               основные законы построения композиции;

·                               особенности построения декоративной композиции;

·                              законы построения орнамента;

·                              основные виды графики и их специфику;

·                              основные принципы стилизации и формообразования;

·                              язык аналогий;

·                              техники графики (графический рисунок, граттаж, монотипия и др.);

уметь:

·                              вести последовательную работу - от эскизов и упражнений до законченного варианта;

·                              выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером;

·                              грамотно построить композицию;

·                              владеть графическими навыками изображения пейзажа, натюрморта, иллюстрации;

·                              мыслить образами, уметь абстрагироваться;

·                              изображать различные фактуры предметного мира;

·                              выполнять стилизацию растений, животных;

·                              выполнять орнамент силуэтом, линией, пятном, использовать фактуры.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. В рамках текущего контроля в конце I четверти и III четверти проводятся контрольные задания и постановки. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в форме защиты итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники рисунка.

•4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении графической работы, недочетов в композиции и в тональном решении, неточностях технологического исполнения задания.

•3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, обучающийся неряшлив и безынициативен.

V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основные дидактические приёмы

Краткосрочные упражнения, начинаясь с более простых постепенно усложняются. В первом классе выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность композиции, обучающиеся знакомятся с принципами стилизации растений, учатся выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером, гелиевой ручкой. Суммируют знания по организации плоскости, освоению понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «декоративность» и «стилизация». На протяжении первого-второго года обучения обучающиеся изображают различные фактуры предметного мира. Чем более внимательно они всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными, эмоционально наполненными становятся их работы.

Декоративные композиции  «стилизованный натюрморт», «пейзаж с фактурами»  выводит обучающихся на решение образных задач.

Общие методические рекомендации

Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время программы отводится для выполнения практических упражнений. Все сведения преподаватель преподносит обучающимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя их. Обучение наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной работе с каждым учеником.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой технике рисунка.

 

 

VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1. АроновВ.Р. «Художники предметное творчество», М., Советский художник, 1983

2. БарщА.О. «Наброски и зарисовки». М., 1970

3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития, 1997

4. Журавлёва В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по ИЗО».М., Издательство Академии художеств  СССР, 1963

5. Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011

6. Сидоров А.А. «Русская графика начала XX века». М.,1969

7. Фаворский В.А.«О графике как об основе книжного искусства». Литературно-теоретическое наследие. М., Советский художник, 1988

8. «Художественная школа. Основы техники рисунка». М., ЭКСМО, 2013

9. Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга, 1983

 

Учебная литература

1.Бесчастнов Н.П. «Графика Пейзажа». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005

2.Бесчастнов Н.П. «Черно-белая графика». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002

3.Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004

4. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979

5. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1986

 

 

Средства обучения

В качестве учебных пособий используются:

·            специальные журналы и книги, открытки, фотографии;

·            лучшие работы и упражнения обучающихся прошлых лет;

·            методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;

·            интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по графике);

·            видеоматериалы;

·            презентации по тематике разделов.

Для выполнения практических заданий предусмотрено применение доступных для обучающихся материалов (тушь, перо, бумага белая и тонированная, картон, гелиевые ручки, маркер, фломастеры и т.д.).

ВложениеРазмер
PDF icon risunok_1.pdf100.98 КБ
PDF icon risunok.pdf55.16 КБ